Вот задавался несколько раз вопросом «возможно ли оборудовать стандартный гараж под мастерскую для кузовного ремонта?» Наверняка Вы тоже задавались подобными вопросами, а вот я решил обобщить нажитый пробами и ошибками собственный опыт на собственном гараже. Выкладывать свои умозаключения с фотографиями буду постепенно, по мере накопления материала. Надеюсь, они вам прояснят многое.
И так: до этого у меня был большой опыт работы в мастерской под одно машиноместо размером 7,5 * 4,5. Достаточно просторно, даже для ремонта Волги. Для менее габаритных автомобилей вообще красота — можно было открыть двери настеж, и ходить вокруг с краскопультом или сваркой на тележке. Оговорюсь сразу — основная мастерская имеется, но в ней пока проблемы с оформлением разрешения на подключение электричества (непонятно на сколько затянется), и было принято решение взять простой гараж со светом и смотровой ямой. По возможности ближе к цивилизации. На крайний случай будет использоваться как дополнительная мастерская для, например, обтяжки винилом / карбоном (или ремонтом и окрасом) отдельных кузовных деталей и складирования инструмента с запчастями.
Найден гараж, чуть больше стандартного — а именно 3,5 * 6 метров. Конечно, в прошлой мастерской было на метр шире (и это очень заметно!) но там еще с одной стороны стояли верстак, стеллаж, и проч шкафчики. Так что прикинув что к чему, было решено что вполне возможно, но с учетом что вдоль стен ничего не будет стоять. Совершенно. Разве что подвесные антресоли под самым потолком. К тому же, если прижать машину ремонтным боком подальше от стены — то вполне будет рабочая площадь для обработки одной стороны автомобиля. На крайний случай — его можно будет перегнать другой стороной — и работать дальше.
И так, задумано — сделано! Гараж В ГСК, не крайний. С 3х сторон пристроены другие гаражи (это к стати, немаловажно зимой — для прогрева гаража уходит меньше времени, и он вообще меньше вымерзает). Ворота стандартные — 2 * 2,5, без калитки. Калитку прорезать нужно, причем в срочном порядке — как показывает практика, экономится куча тепла. Но о калитке позже. Стены кирпичные, неоштукатуреные, полы полусгнившие, освещения небыло вообще, кроме тусклой лампочки над входом, (лампы дневного света, у каждой выключатель и пара розеток по кругу (на фото) ставил уже сам. Но есть один огромный ПЛЮС: В центре гаража глубокая, выложенная кирпичом, смотровая яма по всей длине автомобиля. Это немаловажно, ибо в нее прекрасно ставится баллон с углекислотой, и шланг от него по мере надобности прокидывается под днищем автомобиля к месту сварки. Так же в яму решено поставить воздушный компрессор (в яме вообще создается некий микроклимат даже в сильные морозы ничего не промерзает) и маслянный радиатор советского производства на 0,75 КВт. Выключать его не предполагается всю зиму. В связи с этим убиваем 2х зайцев — в яме не скапливается сырость, не промерзает компрессор, и тепло поступающее из ямы вверх поддерживает микроклимат в целом. Проверено: если на улице 10 мороза, то внутри гаража чуть выше ноля градусов, причем все находящиеся там «железяки» и «полки/банки/склянки» практически тоже той же температуры. На фото, собственно, и сам масляный радиатор. Естественно, микроклимат будет держаться в гараже при условии отсутствия щелей и поддуваний с улицы. Перед началом работы добрать до комфортной температуры остается немного — с помощью тепловой газовой пушки. Непомню какой у нее расход газа, но 40ка литров газа хватало часов на 15-20 непрерывной работы. Ну, непрерывно нам работать не надо — нам просто надо время от времени включать ее для поднятия температуры гаража. Пушка тоже на фото.Для розжига используется пьезоэлемент, так что ширкать спичками замерзшими пальцами нам (дай Бог) не грозит. За день печка включается перед началом работы минут на 20-30, потом в процессе работы в среднем минут на 15 каждые час-полтора. Если необходимо прогреть кузовные детали — то она очень легко переносится с места на место и направляется в любую точку. Единственный минус этой пушки в том, что когда она работает нельзя распылять легко воспламеняющиеся жидкости (краска, грунт, лак). Обходимся тем, что перед покраской прогреваем помещение до нужной температуры, а потом грунтуем/красим лачим (может даже в 2 приема) перед уходом из гаража. Собственная практика показывает, что двухкомпанентные материалы прекрасно работают с дополнительным отвердителем и плавно-стабильной температуре до +5 (спасает микроклимат).
На всякий (тьфу*тьфу, не дай Бог) случай, когда кончился газ, а работать надо — готовим аварийную печку. В данном случае это Автономный отопитель ОВ 65 с питанием на 24 вольт, приваренный к доработанной тележке из супермаркета. Расход соляры у него в пределах литра в час. Соляру можно добывать дешевле у водителей КАМАЗов (у нас по 20 руб за литр), и после полного разогрева печки через кран можно соляру отключить, и подать ей отработку — отработки «хоть залейся» в любом сервисе. Самый основной плюс этой печки в том, что она не имеет открытого пламени (хотя поливать растворителем ее тоже ненадо :)), а горячий воздух из печки подается в нужный угол гаража посредством обычной вытяжки (гофры). Выхлоп от печи выводится наружу тоже посредством такой же гофры на 80мм. За счет колесиков тележки легко перемещается по гаражу насколько позволяет гофра вытяжки, а внутрь тележки складываются канистры с водой, или башмаки/перчатки на просушку. Печка испытана, и работает. Только много времени уходит на ее розжиг, ибо не хватает притока воздуха из-за слабости блока питания. В перспективе будет запитана от зарядного устройства на 24 вольты, но пока не срочно, как НЗ — пойдет и так.
Для того, тоб выбрать подобные отопители было перепробовано очень многое — от прожорливых электрических тэнов и «чудо печек» на соляре до дровяной печи пиролизного горения «Бубафоня». Остановился на вышеперечисленном. Экономно, практично, относительно безопасно.
По поводу компрессора в яме — приносит дополнительно тепло при работе — греется «на будь здоров», и не так промерзает зимой. Воздух подается по трубке к краскопульту тоже в любую точку гаража. В перспективе — планируется сделать разводку металлопластиком по стенам всего гаража с кранами и «быстросъемами» — подошел к нужной точке гаража, воткнул в быстросъем хвостик от краскопульта — поработал — переткнул в другое место. Рядом с компрессором в перспективе будет спарка баллонов от акваланга заправленная воздухом — занимает мало места, не взорвется от масла как кислород, при экстренном отключении электричества или поломки компрессора позволит выработать материал из краскопульта, ибо он в основном двухкомпанентен, и он просто тупо схватится в краскопульте через какое-то время. Выливать — жалко. Пару раз на своем «малярно-жестянском» веку оказывался в подобной ситуевине. Приходилось покупать потом краску за свой счет на весь автомобиль, ибо покрасить успел — а лачить уже нет — машина дорогая была, лачить после полного высыхания краски не рискнул — вот и приходилось потом матовать и перекрашивать.
И так — тема про утепление продолжается.
Перво наперво утепляем ворота гаража — ибо когда утром подходишь к гаражу — то снаружи под воротами наблюдаем намерзшие сталагмиты конденсата из-за разницы температур в гараже и снаружи. Потеря тепла через металл ворот просто огромная! По всей ширине и высоте (от пола до потолка, и от стены до стены) вешаем огромный ковер, разрезанный пополам внахлест по середине — и наступает нам счастье! При открывании ворот каждая половинка аккуратно скатывается в ролик, и цепляется к потолку по принципу полога туристической палатки — брезентовым ремешком, или на металлический крючок — как вам будет угодно. Эффект — потрясающий! В первый же день выключил маслянный нагреватель — на следующее утро температура оставалась + 5, когда в ночь было уже -10. Ну, как то- так.
Ну, и морозы были до 17 градусов, и сырость — вроде все идет своим чередом, по распорядку 🙂 Температура ниже +3 градусов не опускалась, даже с выключенным маслянным радиатором. Ворота снаружи, благодаря ковру, не намерзали ни с нутри ни снаружи. В мороз до 17 градусов и 2 суток без отопления даже не замерзла вода в чайнике. Как я и предполагал — «микроклимат» делает свое замечательное дело!
Уже третья машина в гаражный ремонт на днях зайти должна — к ее заходу ставим дополнительное освещение. Теперь совсем красота, особенно с правой стороны у ворот. Визуально кажется что гараж стал шире — вот что значит свет! И теперь хоть спотыкаться буду поменьше (до той поры, пока пол не перестелю на новогодних каникулах). На стенку повешена дверь от старого холодильника, разрезанного на жесть. (Жесть аккуратно сложена за лесенкой в яме.) А что — очень удобно! Широкую полку тут не повесишь — все-таки ширина гаража не особо позволяет, и положить разную мелочь (шпателек, тряпочку, кисточку, ключик) есть куда — не на пол же кидать, в самом деле! По стоимости освещения — около 1,5 тыс рублей одна «точка»: лампа с 2мя лампочками по 36вт, + двойная розетка + выключатель + провод. Итого установлено уже 4 точки, необходимо еще 3. Делал все сам, итого 7*1,5 = почти 10 тыров только на освещение гаража, но тут никуда не денешься — глаза дороже!
На очереди перестилка полов, проведение в смотровую яму 12ти вольтового дневного освещения и пару розеток на 220 вольт. Без них — никуда!
Вот и свершилось!!! Сегодня гараж торжественно переименовывается в Мастерскую! Были проведены на выходных следущие работы, а именно:
1. Заменен старый советский отсекатель, который нее выдерживал даже электрического чайника на современный и более мощный — на 32 ампера. Ибо красить и варить приходилось с фонариком в кармане — чуть поработал, свет БАЦ, и вырубился. Ждем пока остынет, и снова… Жуть! А теперь — совсем другое дело!
2. Тут же смонтирована еще одна точка освещения, последняя! Теперь во всем гараже отличный ровный безтеневой свет! На полочку по человечески запитан магнитофон с блоком питания от компьютера, разведены колонки, записана свежая музыка на флешку — КРРРАСОТА!!!
3. В смотровую яму проведены розетки, одна из которых управляется снаружи, на ней запитан компрессор, который вместе с обогревателем и пылесосом тоже находится в яме! Воздух из компрессора в перспективе будет подаваться по металлопластиковой трубе к каждой «точке», но это только после того, как стены закроются гипсокартоном, а полы застелятся досками.
Сам пылесос тоже постоянно включен. Хобот от него удлинен трехметровым шлангом для слива стиральной машинки, вдоль шланга выведена кнопка включения пылесоса, сам шланг одет на шлифмашинку. Шланг пылесоса длинный, под днищщем автомобиля легко прокидывается на нужную сторону — и шлиферится. Сегодня испытал — красота! Ни пылинки лишней!
наконец-то шкафы расставлены как надо, лишнее выброшено, нужное расставлено так, чтоб машину можно было продернуть вперед до самой стены. Спереди столик из тележки супермаркета — она свободно катается из угла в угол, на ней замечательно паять бампера.
Ну, новогодние выходные пролетели как трусы без резинки, и поспел кратенький отчет о проделанных новшествах по превращению обычного гаража в полноценную мастерскую:
Итак: Сварена замечательная могучая полка в самый угол. Для крепости приварена к косяку ворот, ибо вес на ней предполагается большой. В нее прекрасно убирается электродная сварка (ибо длина кабелей позволяет ее не трогать с места) со всеми причиндалами, и баллон от печки тоже ставится на нее. Баллон закреплен в углу посредством крюка к воротам и стене – ибо не дай Бог он упадет…
В другом углу над солярочной печкой так же приварена полочка, на нее прекрасно поместился 30 литровый резервуар с водой – мыть руки тоже иногда надо J Пополнение резервуара производится обычными канистрами время от времени, слив воды – из шланчика с краником. В перспективе – установка обычной старой железной раковины со сливом за ворота.
Наконец-то все висящее над головой выкинуто/переформатировано/оптимизировано. Развешены шкафчики, инструмент. Теперь вообще все круто – все под рукой и ничего лишнего. Сварка полуавтомат вмонтирована в такую же тележку от супермаркета, обе легко перемещаются по мастерской по мере надобности. На этом фото нету — но в реалии под коричневым шкафом висит еще одна лампочка дневного света — ибо освещение необходимо!
Смотровая яма практически доломана – но тут один затык: спину не на шутку прихватило, и теперь работы по выковыриванию / переносу и утилизации тяжестей приостановлены.
Как-то так пока выглядит пол в мастерской:
ПыСы: Все камни вчера выброшены, завтра будед восстанавливаться пол чтоб с ним хоть дотянуть до весны без особых вложений, и привезен материал для сварки самодельного стапеля. Думаю, что изготовление стапеля своими руками — это будет уже отдельная тема 🙂
К стати, сварка самодельного стапеля своими руками уже началась, а перед тем, как его начал его варить — пол в гараже пришел в относительно божеский вид! Камни от смотровой все сломаны, вывезены на грузовике «ИЖ Ода 2126». Застелен досками любовно собранными с помоек города (и свезенных в гараж на нем же), и сверху застелен линолеумом, перевернутым вверх ногами, рифленой стороной вверх — пусть подметать трудно, зато ноги не скользят по воде и маслу! Пока, думаю, пойдет до лета. А там — война план покажет! Главное — что он теперь ровный и относительно крепкий.
Война показала, что за все лето удалось только прорезать и сварить калитку в гаражных воротах. Больше ничего, а полы из ДСП окончательно развалились.
После того, как в очередной раз в дыру плиты провалился домкрат под весом автомобиля — плюнул на все, и начал стелить полы по-взрослому! Только хардкор! Только пятидесятка! Выкидываем все старое и гнилое, лопатой выравниваем землю под лаги. Уровень в помощь! И на «Ёжике» начинаем вывозить все это говно на помойку, вместе с землей, которой оказалось без малого тонна. Надо отдать должное Ежу — выдержал, чего не скажешь о моей пояснице 🙂 Отдельное спасибо электролобзику, ибо без него мне вообще пришел бы «северный пушной зверек».
Доску пришлось возить из другого гаража. 6ти метровые хлысты увезти даже на Ижике проблемно — то пилил их уже в размер, и вывозил. Лаги тоже из 50ки, промазанные отработкой. За неделю, с перерывами на основную работу, получилось вот такая красота, на фото справа. Черные квадраты на фото — это 2 больших куска толстенной резины. С ними очень удобно, когда работаешь с отработкой и мастиками. Теперь следующий шаг — покрытие стен влагостойким гипсокартоном. Люблю, когда стены белые — освещение лучше ложится, особенно когда красишь светлые металлики. Но это уже, похоже, откладывается до весны.
Вот наконец-то руки дошли до дальнейшего описания превращения стандартного гаража в мастерскую.
Как писал выше — компрессор у меня теперь внизу, в отдельной яме, выкопанной рядом со смотровой (благо размер ему нужен небольшой), и сварена разводка по стенам из полипропеленовых водянных труб. С каждой стены сделано по три точки доступа с быстросъемами. Далее — фотографии. Думаю, что по ним всё станет ясно без лишних слов. скажу только — удобство потрясающее! В руках краскопульт с метровым хвостиком — перетыкается на нужную точку — и красить — одно удовольствие! А то вечно боишься то в шлангах запутаться, то этим же шлангом по свежеокрашенной поверхности проелозить.
Быстросъемы смотрят в низ -так удобнее одевать/снимать шланг краскопульта, да и меньше риск задеть/сломать его спиной, ибо если не в низ — о он очень торчит в перед, и реально мешает. Сперва было сделано именно так — но они очень выпирали, особенно с одетым хвостом шланга. Взял ножницы, отрезал трубу, развернул её в низ, и сварил по новой в местах реза — крррасота!!
Ну, ту би то континуе… Надеюсь, по крайней мере. 🙂
Вот и поспело продолжение про организацию полноценной мастерской в обычном гараже. Только получилось так, что мастерская получилась не совсем автомобильная.
Та Волга, про которую я писал в бортовом журнале, поменялась с доплатой на оборудование для производства пластиковых окон. Поэтому продолжение про модификацию гаража вы сможете прочитать например вот тут. Дальше раздел о станках для изготовления окон и проч. из профиля ПВХ будет постоянно пополняться.
А что касаемо кузовного ремонта в гараже — то частично он остался, но целиком машина уже не поместится. Либо загонять автомобиль мордой, либо задом — ровно на половину. А в идеале — она осталась исключительно для покраски снятых деталей, например двери, бампер, итд итп — но целиком авто уже туда не зайдет. В общем выглядит он теперь примерно так. Скоро уберу оттуда всё лишнее — резину, стапель, кое-какой инструмент — и будет вообще красота 🙂
Надеюсь, что мастерская в новом качестве цеха по изготовлению окон и дверей из профиля ПВХ — принесет мне больше пользы…